$65.61
Екатеринбург

Статьи

30.09.2019 Автор Максим Наумов
Перенос изображения на любое изделие.
Лучший помощник для рекламного производства.

В очередной моей статье я хотел бы с вами поделиться довольно интересной информацией, точнее сказать описать, как я это понял, несколько технологий переноса изображений на изделия, в изготовлении которых принимают участие станки с ЧПУ.  Здесь я, прежде всего, говорю о переносе изображений, в том числе фото качества, на сувенирные и подарочные изделия из дерева.

Естественно кто-то может сказать: «А зачем переносить, если можно затонировать морилкой, покрыть лаком или покрасить?». Само собой в каких-то случаях этого будет достаточно, но не всегда, поэтому перенос изображения является вполне конкурентной альтернативой при создании запоминающихся и доставляющих эстетическое удовольствие творений.

Пускай, очень часто, участие станков с ЧПУ в создании этих творений ограничивается функцией вырезки поверхностей (элементов сборных изделий), на которые до или потом производиться этот перенос, но это является нормой, так как машины с ЧПУ, особенно стандартные лазерно-гравировальные или фрезерные, не могут полностью заменить ручной труд, однако они его значительно облегчают.

И так, перейдём к описанию выше озвученных технологий переноса изображений на изделия из дерева. Я расскажу вам о четырёх из них.

Первая из технологий – декупаж. Это определённая техника украшения, декора, которая заключает в себе возможность фиксации изображения или узора к любой вещи. Истоками он уходит в Средневековье, впервые упоминается в конце XV века в Китае, позднее, в XVII веке вышел на пик в Европе, а в XIX века получил массовую популярность в Англии, после чего в качестве хобби проник на Американский континент и был широко известен в период между Первой и Второй мировыми войнами. В настоящее время декупаж вновь стал моден и широко распространен при декорировании различных сувениров, аксессуаров и элементов интерьеров.

Сейчас к традиционным техникам добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты. Это специальным образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге.

Виды и стили декупажа я в этой статье подробно описывать не буду по той причине, что хочу остановиться на одной из современных техник, где используются станки с ЧПУ для создания, как я ранее писал, «базы», на которой происходят дальнейшие декупажные «мероприятия». Это так называемая техника декупажа по вживлению распечатки с принтера (как минимум лазерного). Суть этой техники (на примере сувенирной коробочки или шкатулки): «корпус» будущего изделия вырезается на станке с ЧПУ, затем собирается (хотя бывают варианты сборки после декорирования его частей), поверхности для декупажа подготавливают (шлифуют, покрывают грунтовкой, красят, возможно даже покрывают лаком), после чего осуществляют непосредственно сам процесс декупажирования. Для этого черно-белое либо цветное изображение, вплоть до фото, распечатывают в «зеркальном» виде, затем на это изображение и на место декорирования наносят клей (есть специальные декупажные клей-лаки) либо клеевой состав (клей ПВА 1:1 cводой), после этого изображение лицевой частью прикладывают к месту декорирования (метод "Мордой в лак") и прижимают салфеткой или тряпочкой их друг к другу. Следующим этапом идёт выдавливание воздушных пузырков и излишек клеевого состава из под наклееного изображения. Для этого используются опять же салфетки либо тряпочки, либо валики и другие разглаживающие приспособления. Когда этот процесс завершён, заготовки оставляют просыхать на несколько часов. По истечении этого времени обратная поверхность изображения обильно смачивается водой, даётся время чтобы жидкость впиталась в бумагу, после чего методом скатывания пальцами, возможно при помощи подручных средств (например зубной щетки), намокшая бумага удаляется, а на её месте остается то изображение, которым вы хотели декорировать элемент изделия. Останется только дождаться, когда поверхность высохнет, после чего её можно финишно покрыть лаком, если требуется. Вариаций декорирования изделий подобным методов великое множество, они будут ограничены только вашей фантазией.

Вторая технология, о которой я хочу рассказать в этой статье – сублимация. Причём здесь я хочу сделать акцент на так называемый термотрансфер, т.е. способ нанесения изображений на поверхности различные, выдерживающий кратковременное воздействие температуры. Суть технологии: изображение, как и в случае с описанным методом декупажа, «зеркально» печатается на принтере. Как правило, для технологии сублимации используются цветные изображения  и специальная сублимационная бумага (хотя есть масса примеров, когда и фотобумага подходит лучше). Вернусь к описанию сути технологии…Переходим к процессу переноса изображения на поверхность декорирования. Вот здесь и происходит тот самый термотрансфер, а именно: заготовка на которое будет «переноситься» изображение (заранее вырезанная на станках с ЧПУ) ложиться на рабочий стол термопресса, на него лицевой частью прикладывается изображение, поверх него защитная термосалфетка, термопресс закрывается, и происходит так называемый процесс запекания (кратковременного термического воздействия на изображение и заготовку), результатом чего является полное «приклеивание» изображения к заготовке. Причем за счёт этого термического воздействия цвета после термотрансфера становиться более яркими, нежели на исходном изображении после печати. После этого изделие можно покрыть лаком, но это не обязательно, так как покрытие имеет вполне привлекательный внешний вид и его мало кто покрывает чем-либо. Кстати, более продвинутые производства, которые применяют данную технологию, для увеличения объёмом производства, сначала могут осуществлять процесс термотрансфера по всей рабочей зоне их термопресса, а уже затем вырезать изделия на станках с ЧПУ. В настоящее время технология сублимации, если говорить про нанесение изображений на деревянные заготовки, наиболее эффективна при изготовлении серийных изделий, например именных линеек, бейджиков, амулетов, оберегов, брелков, значков и т.д. Со временем, возможно, дело дойдет и до корпоративных подарков.

Плавно переходим к третьей технологии. Это – УФ-печать (Ультрафиолетовая фотопечать). разновидность струйной печати с использованием УФ-отверждаемых чернил, которые застывают (фотополимеризуются) под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя плёнку на запечатываемом материале. Является высококачественной долговечной печатью на любых поверхностях. УФ-краска устойчива к перепаду температуры, прямым солнечным лучам и воздействию других атмосферных явлений.

Отличительным отличием является большой выбор материала для запечатывания:

  •          Бумажные носители (матовая и глянцевая бумага, бумага на фотооснове)
  •          Полимерные плёнки (глянцевые, матовые, со светорассеивающим покрытием)
  •          Баннерные материалы (на синтетической основе с водостойким покрытием)
  •          Текстиль (холст и синтетические ткани)
  •          Стеклотканевые обои
  •          Стекло, оргстекло
  •          Керамогранит, мрамор
  •          Металл, композиционный материал
  •          Дерево, МДФ, ЛДСП, пробковое покрытие
  •          ПВХ, пенокартон

При всех своих плюсах эта технология является самой «дорогой» из всех тех, что я опишу в этой статье по двум основным причинам:

  1.        Высокой стоимости УФ-принтеров;
  2.        Существенных дополнительных затрат на УФ-краски. Хотя ситуация уже меняется, в сторону удешевления расходников.

Как показывает практика УФ-печать выгодна при постоянных объёмах или при осуществлении дорогостоящих  персональных заказов, к примеру, при обустройствах интерьеров.

Вот я дошел и к описанию четвертой технологии переноса изображений на изделия, к прямой печати посредством планшетных принтеров. Это довольно «молодое» направление, ориентированное на создание качественной планшетной печати на твердых поверхностях (дерево, фанера, пластик, пищевые и кондитерские изделия, металл и т.д.). Реализация заявленного осуществляется за счёт печати непосредственно на изделия с помощью принтеров, имеющих подвижный стол (планшет), который движется по направляющим в зону печати и выезжает из неё после окончания процесса печати. Подвижный стол имеет отдельный привод для перемещений. На данном этапе на рынке не так много вариантов планшетных принтеров, в основном это модернизированные принтеры Epson L1800 (кстати на базе этих принтеров, также, делают и УФ-модификации). Принцип технологии схож с сублимацией, как в принципе и с УФ-печатью: заготовки заранее либо после режутся в размер на станках с ЧПУ, затем происходит непосредственно сам процесс прямой печати, после чего, если требуется, на изделие наносится финишное покрытие.

Эта технология, по-моему мнению, менее затратна по сравнению с УФ-печатью, однако с более высокой вероятностью будет требовать финишной доработки, которая не требуется при УФ-печати (кстати как и при сублимации).

Само собой операции резки можно осуществлять и не на станках с ЧПУ, но это однозначно даст проигрыш и по времени и по качеству получаемых заготовок.

Во всех описанных технологиях, при определённых, зачастую индивидуальных, стилях оформления вполне может применяться частичная 3D фрезеровка (за неё отвечают фрезерные станки с ЧПУ) и поверхностная гравировка (это уже стезя лазерно-гравировальных станков с ЧПУ).

Кроме того, при изысканном подходе, для производства изделий описанные технологии могут комбинироваться.

Если резюмировать всё то, что было мною, опять же с позиции моего личного опыта и тех познаний, которыми я владею на сегодняшний день по данным темам, можно сказать что все эти технологии актуальным сейчас, какие-то и для кого-то более, а какие-то менее. Декупаж, причём не только техника, на которой я сделал акцент, а все его направления в целом, наиболее популярны среди представительниц слабого пола, так как там больше ручного творчества, нежели машинного, где требуются станки с ЧПУ. Сублимация, пока картина так выглядит, больше удел мужской части населения, думаю, прежде всего, это связано с неким уже так скажем производственным циклом (фрезер/лазер с ЧПУ, принтер, термопресс). УФ-печать и печать на планшетных принтерах тоже, по сути, являются аналогами сублимации (нет только теромпрессов), но они пока не получили какого-то массового распространения, если говорить о их совместном применении со станками с ЧПУ.

Я хотел было уже завершать эту статью, но вовремя вспомнил о варианте переноса изображений, при котором используются лазерно-гравировальные станки с ЧПУ. Пару слов про это. Довольно часто у тех, кто занимается сувенирами и подарками из дерева возникает необходимость перенести какие-либо рисунки или фото на изделия. Вот здесь у многих начинаются проблемы, пока они не вникнут в суть, а она такова (на примере фотоизображений): чтобы их подготовить, надо их «перегнать» через специальные программы для редактирования фото и изображений (Photoshop, PhotoGrav и другие) в определенного качества файлы с расширение .bmp (в этом случае лазер с ЧПУ будет гравировать изображения как бы по мини-точкам). Причем изначальное качество «исходного» файла должно быть высоким, иначе на «выходе» получиться файл под гравировку с низкой деталировкой, что прямым образом скажется на внешнем виде отгравированного изображения.  Этими навыками владеют не все, даже опытные «лазерщики». Само собой, по мере роста таких заказов, они в этом разбираются и для них это не составляет труда, но лучше к этому быть готовым, чем потом второпях вникать, когда заказ «горит».

Вот вроде всё, что я хотел вас рассказать касательно переноса изображений, в том числе и фото качества, на изделия, прежде всего из дерева, хотя, как видите, перечень материалов может быть значительно шире.

Если вы знаете какие-нибудь интересные решения или технологии по описанной теме – будем рады вас выслушать, нам интересно получать дополнительный опыт и делиться своим.

Максим Наумов
Автор
Максим Наумов